Ковидные проблемы прошлого сезона жестко и решительно блокировали границы, лишив путешественников шанса на зарубежные поездки. Это сыграло на руку внутреннему туризму, и год нынешний начал отыгрывать финансовые потери, активно развивая «домашние» туристические маршруты.
В первую очередь оживились курорты Крыма и Краснодарского края, реально ощутившие высокий интерес со стороны отдыхающих. Но и Санкт-Петербург решил не отставать от южных собратьев, тем более что город располагает потенциалом для успешной конкуренции.
Оживление в индустрии гостеприимства
Началось всё с длинных майских выходных, когда за счет туристов, желающих полюбоваться великолепной питерской архитектурой, численность населения моментально увеличилась на триста тысяч. Это вызвало резкий скачок спроса на гостиничные номера и, как следствие, заметное повышение цен. Европейский футбольный чемпионат еще больше подогрел интерес к Петербургу, владельцы и управляющие местных отелей расправили плечи, вдохнули свободно и опять повысили стоимость отдыха в своих заведениях. По прогнозам Комитета по туризму за сезон 2021 года город должны посетить 5 млн туристов из России. По этому показателю сезон сравниться с 2019 годом. Иностранных гостей, включая болельщиков, по итогам ожидается не более 1 млн. Что в 5,5 раз меньше, чем в эталонном 2019ом.
Время летних отпусков и раньше позитивно влияло на доходность апартаментов, гостиниц и хостелов, но 2021-й поставил рекорд по росту цен, так как «отталкиваться» пришлось от действительно глубокого «дна» в 2020 году. Стоимость проживания поднялась в среднем на 85%. Причину увеличившегося туристического потока аналитики связывают с необычным для Петербурга теплом, красотой белых ночей и футбольным чемпионатом.
Авторитетная оценка
Согласно информации, опубликованной комитетом по туризму, на конец 2020 года в городе около 44, 5 тысяч мест в мини-отелях и гостиницах; в них могут одновременно разместиться больше 92 тысяч гостей. Это включая все категории – от без звездных гостиниц до 5*. Владельцы апарт-комплексов утверждают, что не являются частью традиционной отельной инфраструктуры, однако туристический бум идет им на пользу, заметно активизируя доходность апарт-отелей. Сегодня они заполнены на 90%, это достаточно высокий показатель; причем статистика Ростуризма учитывает только заведения, прошедшие отельную классификацию и получившие статус «звездности».
Мы и ранее утверждали, что спрос будет иметь тенденцию к увеличению. Показатели 2019 года конечно настраивали на оптимизм. Разумеется, при такой ситуации, какая сложилась в Мире в прошлом году, дефицит номеров в отелях сейчас маловероятен. В условиях действующих ограничений на авиаперелеты из других стран существенное давление гостиничной сфере не грозит. Пока внутренний туризм не может целиком заполнить нишу зарубежных туров, и номерной фонд Санкт-Петербурга выдержит наплыв путешествующих соотечественников. И в будущем рост рынка возможен в основном именно за счет увеличения потока гостей из-за рубежа. Внутренний туризм, увы, требует ещё очень длительного роста благосостояния граждан.
Если сравнивать показатели этого года так же с эталонным 2019ым, то и при снижение общей нагрузки, тем не менее, отмечается рост средней стоимости номеров примерно на 35%. Вызванный оживлением внутреннего туризма и желанием отельеров компенсировать потери 2020 года. Минимальная суточная цена номеров в разных секторах гостиничного бизнеса колеблется в примерном интервале от четырех до пяти тысяч. Пока погода будет благоприятствовать, цены продержатся, но уже к середине осени пойдут на убыль.
Временные трудности остались в прошлом?
Сегодняшние показатели ценового роста соответствуют тем, что были до пандемического коллапса. Динамика заметна, но свидетельствует ли она о полном выходе гостиничного сектора из кризиса? Владельцы апарт-отелей не торопятся с выводами, но итоги деятельности обычных отелей являются косвенным подтверждением благоприятной тенденции. Однако ситуация в гостиничном бизнесе остается напряженной. Если правительство города опять введет ограничения из-за коронавируса, (например, как это было перед Новогодними праздниками), туристический поток в Санкт-Петербург заметно обмелеет, а при жестких мерах и вовсе иссякнет. Представители бизнеса надеются на лучшее, но не исключают реальности обрушения индустрии.
Еще одна проблема, которую озвучивают бизнесмены, связана с коммунальными и налоговыми нагрузками. В отрасли серьезно подорожали платежи, увеличились налоги, что в совокупности с падением доходов россиян, рисует неприглядную картину. Попытки поднять цены выше определенного уровня бесполезны, ведь это приведет к полному падению спроса на отели.
Не всё так печально
Как бы там ни было, деловой мир не замер, он находится в постоянном движении и поиске, открывая для себя новые пути развития. Поэтому апартаменты для инвестиций, как доходные объекты, не исчезли с российского рынка, и по-прежнему считаются перспективным вариантом. В качестве инвестиционного продукта апартаменты завоевывают популярность, активизируя крупных предпринимателей и компаний-застройщиков вкладывать денежные средства в реализацию подобных проектов.
Аналитики постоянно исследуют рынок на присутствие «подводных камней». Но, несмотря на все возможные риски, инвестирование в апарт-отели (их строительство с последующей сдачей в аренду) остается одним из самых безопасных и выгодных финансовых предприятий.