В отличие от жилой недвижимости терминология рынка апартаментов до конца ещё не сформировалась, и рекламным, а также клиентским службам Застройщиков приходится каждый раз буквально подбирать слова, чтобы потенциальный клиент понял содержание предложения или акции. Изначально слово «апартаменты» принесённое более столетия назад из французского языка, где оно означало квартиру, в России по этой ассоциативной причине закрепилось за большими, как правило, дорогими парадными жилыми помещениями. И в период СССР его употребляли уже не без иронии. В эпоху активного коммерческого строительства первые комплексы апартаментов, которые по документам не являлись жилым домом, но были пригодны для проживания, стали возникать в престижных районах столицы и Санкт-Петербурга примерно 13 лет назад вполне соответствуя прежнему буржуазному статусу этого слова. Но когда рынок стал цивилизовываться и искать новые формы развития, предлагая доходную недвижимость, выяснилось, что к этому времени в демократической и продвинутой Европе уже давно распространилось британское толкование слова «апартаменты», означающее чаще всего помещения или номера, приближённые к виду современных и компактных квартир, предназначенные для арендного проживания. Однако в ЕС преимущественно это жилая недвижимость, если здание не является отелем с управляющей компанией. В РФ так сложилось и пока ещё до конца не отрегулировано законом в ряде нюансов, что квартира относится к жилой недвижимости, а апартаменты нет. При этом рынок чувствует необходимость так же разделить апартаменты, предназначенные для извлечения дохода, и апартаменты для собственного проживания (так называемое псевдожильё). С этой целью и с целью дать покупателю чёткое понимание единицы приобретаемого им его собственного помещения для сдачи его в аренду в комплексе апартаментов застройщики всё чаще употребляют термин «юнит». То есть, по аналогии с квартирой в жилом доме, в комплексе апартаментов таким помещением является юнит.
Надеемся, что со временем этот термин, как и термин «кондо-отель», которой лучше соответствует комплексу услуг, который предоставляют гостиницы, окончательно приживутся на рынке, и покупателям с продавцами будет легче понять друг друга.
Что лучше покупать один юнит или больше? Или лучше купить юниты в нескольких компаниях?
Какие есть особенности документарного оформления сделки и регистрации уже построенного?
Руководитель департамента развития ГК «ПСК» Сергей Мохнарь:
На нашей практике имели место покупки нескольких юнитов, вплоть до 10. Все определяется финансовыми возможностями и стратегией инвестора. Как правило, сдача в аренду 3-5 и более юнитов позволяет рассчитывать на совокупный доход, как на уже достаточный и единственный.
Разнообразие предложения на рынке позволяет инвесторам формировать собственный портфель. Однако при покупке нескольких апартаментов можно договориться об индивидуальном ценовом предложении, что сделает инвестиции в целом привлекательнее.
Нюансов оформления сделки в уже сданных в эксплуатацию проектов нет. Оформление происходит в отделе продаж, по стандартным договорам купли-продажи. Ипотечные программы также действуют без каких-либо ограничений. Если покупка апартаментов происходит у физического лица, то схема аналогична схеме покупки квартиры.
Директор департамента жилой недвижимости Colliers International Елизавета Конвей:
Слово «юнит» не новое – в переводе с английского означает единицу. Апартаменты действительно больше похожи на жилые единицы, они менее персонифицированы в отличие от квартир. Юнит – это некое обобщающее понятие, в какой-то степени обезличенное, что и характеризует фактически сегмент апартаментов как некий набор типовых единиц.
Лучше ли купить один или два апартамента? – Зависит исключительно от вашего бюджета. Распространенной практикой является покупка, например, этажа. Так вы можете обезопасить себя с точки зрения однородности среды, а также организовать отдельный ресепшн на этаже, сделав, по сути, отель в отеле. Это эффективное решение при условии, что вы уверены в локации проекта, в качестве исполнения проекта, в управляющей компании.
Надо ли покупать юниты в разных отелях? Надо, если в обоих проектах вы уверены. Почему бы не диверсифицировать пакет активов, если оба проекта хороши.
Руководитель аналитического центра ГК ФСК в Санкт-Петербурге Юлия Голубева:
Разумеется, более выгодно приобретение нескольких юнитов – это пропорционально увеличивает доход, а также позволяет сэкономить за счет гибкой системы скидок (чем больше лотов приобретается, тем больше скидка).
И диверсификация портфеля инвестиций – действительно разумная стратегия. При этом инвесторам можно рекомендовать покупать по несколько юнитов в нескольких проектах, при этом ориентируясь на надежность компании-застройщика. Также можно приобрести номера в разных апарт-проектах одной компании – так в ГК «ФСК» для инвестиций доступны Zoom Apart в Петербурге и «Движение.Тушино» в Москве. В Петербурге минимальная стоимость лота без оснащения составляет от 2,1 млн, с «пакетом арендатора» (мебель, техника, оборудование, оснащение вплоть до посуды и текстиля) – от 2,5 млн рублей. В Москве – от 5,5 млн рублей и 6,1 млн рублей соответственно.
При приобретении лота с пакетом арендатора, помимо ДДУ на объект недвижимости, клиенту предлагается заключение договора на оснащение, а также договора на управление, который в будущем обеспечит максимально эффективное управление имуществом и заполняемость апарт-отеля. Регистрация права собственности соответствует стандартной процедуре для подобного типа недвижимости.